[su_label type=»info»]Релиз:[/su_label]18 ноября 2014
[su_label type=»info»]Жанр:[/su_label]Экшен, Приключения
[su_label type=»info»]Платформы:[/su_label]PlayStation 4, PlayStation 3, Xbox One, Xbox 360, Windows
[su_label type=»info»]Издатель:[/su_label]Ubisoft
Сразу стоит сказать, что Far Cry 4 мало чем отличается от третьей части. Это все тот же шутер с открытым миром и ролевой системой. Изменения, конечно, есть, но революционными их назвать нельзя. Так что если вам понравилась третья часть, обязательно понравится и четвертая. Место действия перенесли с тропических островов в вымышленную страну Кират, которая сильно напоминает реальные Гималаи. Графически игра изменилась не сильно, если не смотреть на задний фон (теперь там горы вместо моря) серьезной разницы с третьей частью уловить сложно.
Тем не менее, изменения места действия серьезно повлияло на геймплей, сделало его более «вертикальным». Теперь часто приходится карабкаться вверх, для этого появилась специальное приспособление (крюк-кошка). К сожалению, использовать его можно только в специальных местах, которые определили разработчики, забраться на любую скалу с помощью крюка-кошки, как в том же Just Cause 2, не получится.
Зато спуститься с большой высоты можно всегда, для этого можно использовать как парашют, так и дельтапланы, которые разбросаны буквально повсюду. Сильный перепад высот вообще создает серьезные трудности с передвижением. Часто по карте до цели не больше 300 метров, но прямой дороги нет, приходится или долго ехать по серпантину, или карабкаться с помощью крюка-кошки. К концу игры это начинает раздражать.
Большую часть времени вам придется открывать территорию (убирать «туман войны»), прекращая вещания радиовышек, и захватывать военные базы. Последние не только убирают вражеские патрули, но и, самое главное, дают точку быстрого перехода. Здесь вообще ничего не изменилось по сравнению с третьей частью. На базах всегда есть хотя бы одна сигнализацию, которую крайне желательно отключить без шума. Иначе враги сразу же вызывают подмогу, и вас могут просто задавить числом.
Так что, по крайней мере, до отключения сигнализации лучше действовать тихо. Стелс в Far Cry 4, в целом, довольно стандартный для подобных игр: противники туповаты и слеповаты, передвигаются по одним и тем же маршрутам, так что серьезных проблем они не вызывают. Сначала вы сражаетесь с плохо вооруженными врагами без какой-либо защиты, но довольно быстро столкнуться придется с хорошо защищенными врагами с пулеметами и гранатометами.
Появились, кстати, «охотники», которые используют луки и натравливают на вас диких животных. Но использовать дикую природу в своих целях можете вы. Во-первых, можно оседлать настоящего слона и расстреливать подобным образом противников. Слон, кстати, способен выбивать ворота и атаковать противников, в целом, это действительно грозная сила. Во-вторых, можно использовать приманки (это просто кусок мяса) для привлечения хищника в нужную вам точку. Какой-нибудь леопард, конечно, много врагов самостоятельно не убьет, но зато отвлечет их, что даст серьезное преимущество.
Но, в целом, это практически и все изменения, связанные с дикой природой. Нам все также нужно убивать различных животных и сдирать с них шкуры, чтобы улучшить рюкзак, бумажник и разнообразные сумки для боеприпасов и увеличить их вместимость. Естественно, появились и новые животные, например, носорог, убить которого не так-то и просто. Несколько раздражают орлы, одной атакой они легко снимают половину здоровья, а на их крики поначалу не обращаешь внимания. А потом приходится постоянно нервно рассматривать небо, как только услышишь знакомый крик.
Как и в третьей части, в первой половине игры мы постоянно выслеживаем нужных животных, шкуры которых необходимы для улучшения, а во второй половине такая необходимость отпадает. И какой-нибудь тигр, встреченный по пути к очередной базе, вызывает только раздражение. Никуда не делись и травы разных цветов, которые нужно собирать, чтобы изготавливать аптечки и разнообразные инъекторы.
Что касается сюжета, то он в четвертой части получился совершенно невнятным. Главный герой прибывает на родину, чтобы развеять прах матери. Но страна захвачена тираном Пэйган Мином. Делать нечего, главному герою приходится освобождать родину практически в одиночку (местное ополчение, называющее себя «Золотой путь», не столько нам помогает, сколько дает задания). Мягко говоря, в подобную мотивацию верится слабо, но сюжет в Far Cry никогда не был сильным местом, четвертая часть здесь не исключение. Больше приходится встречаться не с какими-то драматическими ситуациями, сколько с карикатурными персонажами, так что серьезно относиться к показываемому на экране не получается.
Ситуацию мог бы исправить главный злодей Пэйган Мин. Третья часть многим запомнилась харизматичным Ваасом, сложно было разобраться, действительно ли он безумен или это только маска. Пэйган Мин тоже харизматичен: убивает врагов и подчиненных из прихоти, носит цветастые наряды… но проблема в том, что видим мы его не так-то и часто, фактически только в начале и конце игры. При этом сюжетные задания мало чем отличаются от побочных: все сводится к захвату очередной базы, убийству какого-нибудь лейтенанта и т.д.
Как мы уже сказали, сюжет никогда не был сильной стороной Far Cry, игра всегда строилась вокруг гемплея. В четвертой части его несколько разнообразили по сравнению с третьей. По дороге к очередной базе постоянно натыкаешься на перестрелку между войсками Пэйган Мина и повстанцами, можно освобождать заложников, перехватывать грузовики и конвои. Перепад высот делает изучение мира довольно увлекательным делом (по крайней мере, пока это не надоест). Стоит забраться на какую-нибудь скалу, как обязательно натыкаешься на очередную пещеру.
Проблема здесь в том, что все эти случайные события с освобождением заложников и перехватом конвоев однообразны и быстро надоедают. Тем более, какого-то ощутимого стимула выполнять их нет. Денег всегда хватает, сначала даже приходится постоянно что-то покупать, чтобы бумажник не переполнялся. В Far Cry 4 есть система развития персонажа с разнообразными навыками. Их изучение позволяет, например, создавать серии из бесшумных убийств, забираться на слонов, увеличивает запас здоровья и т.д.
Но, на самом деле, действительно полезных навыков не так уж и много, без большинства можно обойтись. Оружие неплохо ощущается при стрельбе, из него сначала просто приятно стрелять. Но есть проблема несбалансированности. Например, снайперская винтовка с глушителем позволяет легко освобождать даже самые защищенные крепости, с ней вообще игра сильно теряет в динамике, становится довольно скучной.
Вообще Far Cry 4, как и предыдущая часть, увлекает именно постоянным освобождением баз и открытием новых территорий. Здесь нет захватывающего сюжета или хорошей ролевой системы. Зато появился кооператив: в любую минуту «к себе» можно пригласить друга или случайного живого игрока. Сюжетные миссии вместе выполнять нельзя, зато вдвоем гораздо интереснее проходить как второстепенные задания, так и просто освобождать базы.
В целом, Far Cry 4 является развитием третьей части, но простым аддоном назвать его нельзя. Во-первых, изменения хоть и нельзя назвать существенными, но их довольно много. Да и изменилось место действия, вместо тропических островов теперь приходится постоянно карабкаться по горам. Во-вторых, игра довольно длинная, это не стандартный современный шутер, который проходится за часов пять. На прохождение сюжетной кампании и освобождения всей страны в Far Cry 4 легко можно потратить и двадцать часов.
[su_label]Варыгин Дмитрий[/su_label]