Стенли Кубрик: я должен остаться самим собой

Стенли КубрикРодившись в 1928 году в Нью-Йорке, Стэнли Кубрик в школьные годы увлекался шахматами, фотографией и джазом. Плохая успеваемость в школе не позволила продолжить учебу в высшем заведении. Переехав к родственникам в Лос-Анджелес, он работал фотографом журнала Look, одновременно подрабатывая игрой в шахматных клубах.

Первый фильм «День боя» Кубрик снял в 1951 году по настоянию своего друга Алекса и за свои деньги. Сняв несколько документальных короткометражек, которые оказались прибыльными, Стэнли Кубрик в 1953 году снял небольшой художественный фильм «Страх и вожделение», частично профинансированный его родным дядей. Этот фильм, несмотря на положительные отзывы, провалился в прокате.


Стенли Кубрик


Познакомившись по протекции Алекса Зингера с продюсером Джеймсом Б. Хариссом, Кубрик при его финансовой поддержке создал три последующих фильма. Самым известным из них является фильм «Убийство» в стиле «нуар». Фильм «Тропы славы» (1957 год) сделал режиссера мировой знаменитостью. Повествующий о военной драме первой мировой войны, этот фильм был запрещен показу во Франции, а в Бельгии вызвал стихийные демонстрации военных запаса.

Настоящая слава пришла к Кубрику после создания фильма «Спартак». Знаменитый английский актер Кирк Дуглас в 1960 году пригласил его в Англию режиссером фильма, продюсером которого он был сам. Фильм стал настоящей сенсацией и имел грандиозный успех. После съемок в 1962 году фильма «Лолита», Кубрик вместе с семьей переехал в Англию. Причинами переезда послужило то, что в Англии была более мягкая цензура и более широкие технические возможности в производстве фильмов.

Произведение Владимира Набокова «Лолита» считалось непристойным, и породило к тому времени знаменитый судебный процесс. Пригласив Набокова в качестве сценариста фильма, Стэнли Кубрик положил начало особой манере режиссуры, когда режиссер наряду со сценаристом, выступает как полноправный автор.

Имя фантаста Артура Кларка связывают с фильмом «2001 год: Космическая одиссея» а писателя Энтони Бёрджесса – по экранизации «Заводного апельсина». Кстати, не смотря на то, что сценарий «Лолиты» был переписан Кубриком на 80%, Набоков похвально отозвался о фильме. Фильм был принят неоднозначно кинокритиками. Одни хвалили режиссера за смелость решений, другие удивлялись неординарным решением при показе интимных отношений Гумберта и Лолиты.


Стенли Кубрик


Последующий кинолента Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу», ставший культовым, признан лучшим сатирическим произведением антивоенной тематики.

«Заводной апельсин», с его шокирующими исследованиями подросткового насилия, вызвал яростные споры в прессе о социальном эффекте насилия в кинематографе. Особенно они усилились, когда по Англии прокатилась волна подобных преступлений.

Адаптация романа Уильяма Мейкниса Теккерея в следующем фильме Кубрика «Барри Линдон» принесла создателю четыре премии «Оскар».

Картина «Сияние» из-за длительного процесса создания, сотен дублей одного и того же кадра, породила легенду о Кубрике, как одержимого манией величия. Но это было связано с его стремлением доведения каждого произведения до совершенства.

Фильм «Цельнометаллическая оболочка» о вьетнамской войне встретил восторженный прием у публики.

Незадолго до смерти Кубрик приступил к съемкам фильма «С широко закрытыми глазами» и завершил его за четыре дня до смерти в марте 1999 года.

Сравнивая фильм Стивена Спилберга («Искусственный разум») с произведениями Кубрика, явственно видна разница между философским подходом и талантливым ремесленником в кинематографии. Кубрику навсегда удалось остаться самим собой.