В случае с фильмом Джорджа Клуни «Мартовские иды», премьера которого состоялась в 2011-м году, а в России – в феврале 2012-го, нужно весьма осторожно давать краткое содержание. Пара лишних слов – и от непредсказуемости сюжета ничего не останется. Поэтому приходится ограничиваться самыми общими намёками на сюжетную канву – судьба Стивена Майерса, 30-летнего политтехнолога, члена избирательного штаба губернатора Морриса, который участвует в первичных выборах кандидата в президенты США от Демократической партии. Стивену, амбициозному, талантливому и умному специалисту, предстоит столкнуться со многими трудностями в ходе предвыборной компании Морриса, с которым он связывает как искренние личные надежды, так и перспективы своей карьеры…
Нет ничего парадоксального в том, что в «остальном мире», неамериканском т.е., (именно так подсчитывают кассовые сборы в Голливуде – американский прокат и «остальной мир») фильм «Мартовские иды» не пользовался повышенным зрительским интересом. Всё-таки нюансы закулисной жизни американской политики – это тема, рассчитанная в первую очередь на тех, кого это напрямую касается, на граждан США. Чего уж удивляться тому, что четвёртый режиссёрский проект Клуни был почти полностью проигнорирован российским кинозрителем, который с упоением смотрит голливудские блокбастеры, которые насквозь американские (вне зависимости от национальности режиссёров, актёров, сценаристов), но к серьёзным разговорам на темы реальной жизни Америки относится с гремучей смесью непонимания и неприятия. Между тем, в самих Штатах фильм был принят хорошо, да и мировое сообщество кинокритиков к киноленте отзывалось благосклонно. Критики оказались правы. Попробуем разобраться, отчего.
Джордж Клуни и как актёр, и как режиссёр зарекомендовал себя не как ярый разоблачитель вроде Майкла Мура, однако его взгляд на американскую действительность всегда иронично-критический, без записного ура-патриотизма и объявления США пупом Земли, всей нефти на планете – американским достоянием, а всех противников Америки – недочеловеками, подлежащими уничтожению. Уже самые первые кадры «Мартовских ид» демонстрируют, что Клуни от своего кредо не отступает и в данном произведении. Стивен в исполнении Райана Гослинга выходит на трибуну для репетиции последующего выступления губернатора Морриса, произносит в микрофон слова про «моя религия – это Конституция Соединённых Штатов Америки», а потом со скучающим видом свистит, чтобы «звукачи» смогли правильно настроить аппаратуру. Вроде бы простая и незатейливая сцена – но насколько наглядная демонстрация, что для политиков все клятвы, все апелляции к незыблемым истинам и вечным ценностям это не более чем колебания воздуха, простые звуковые волны, за которыми не стоит ничего, кроме стремления использовать все средства для получения власти и прилагающихся к ней бонусов.
Если кто-то, прочитав эти довольно высокопарные строки, откровенно заскучал, то прошу вас не торопиться откладывать «Мартовские иды» в категорию «Это не для меня». Ведь, если вы внимательно следите за кинематографом последних лет, у вас обнаружатся как минимум две причины и основания посмотреть этот фильм – самолично понаблюдать за, во-первых, развитием Клуни как режиссёра, и, во-вторых, развитием Гослинга как актёра. В обоих случаях обещаю вам любопытное и поучительное зрелище. Кстати, многим наверняка ещё довольно забавно будет наблюдать сцену, в которой Райан Гослинг, главный нынешний голливудский плейбой, говорит «Только не думай, что я плейбой»…
Непосредственно актёрская игра Гослинга должна была стать основным содержанием проекта в теории и она стала таковым на практике. Долго рассусоливать о том, что да как, не буду, просто советую посмотреть на одну из самых сильных драматических киноролей прошлого года. Немного подробнее хочется остановиться на Джордже Клуни, сыгравшем губернатора Морриса. Клуни, конечно, прирождённый политик. Хорошо известно, что он и сам не чужд общественно-политической деятельности, у него для этого есть соответствующие темперамент и обаяние. Но при этом он проявил режиссёрскую осмотрительность и не перетянул в актёрском плане внимание на себя, ведь главная роль у Гослинга, именно изменения его персонажа являются центральной частью произведения. С губернатором Моррисом ведь всё понятно, он свой путь уже прошёл, следить не за чем, волноваться и рассматривать варианты «что было бы, если…» уже ни к чему.
Беда политических триллеров зачастую в том, что они скучноватые, скучные или очень скучные. Это не так легко – живо и увлекательно рассказать о таком специфическом и далёком от большинства людей занятии и способе жизни, как политика. Однако в данном случае о скуке нет и речи, что является очень существенным «плюсом» фильма. Хотя с другой стороны, может быть, некоего элемента сенсационности и совсем уж оголённых нервов, обнажённой остросюжетности проекту несколько и не хватило. Впрочем, с этими ингредиентами как с солью – лучше недосолить, чем пересолить. При этом, не побоюсь признаться в собственном скудоумии и тугодумтсве, я так до конца и не понял, откуда название «Мартовские иды», какие ассоциации и параллели с убийством Цезаря… Вариантов несколько, но все они с очень натянутыми ассоциациями и с прорехами в логике…
Если следовать идее, что смысл каждого фильма, да и вообще художественного произведения может быть передан одной мыслью, то «Мартовские иды» — это, без сомнения, евангельская мудрость – «Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?». Интересен вам этот вопрос – значит, фильм «Мартовские иды» для вас.